Вьетнам - развивающаяся страна, добившаяся значительных успехов в улучшении своей экономики. В середине 20-го века десятилетия войны опустошили Вьетнам. В то время как страна была разделена, два Вьетнама имели разные экономические системы.
В коммунистической партии на севере государство планировало экономику, владело и управляло промышленностью, контролировало сельскохозяйственные угодья и организовывало фермеров в кооперативные единицы.
На юге многие отрасли обрабатывающей промышленности находятся в собственности и ведении правительства, но частное предпринимательство характерно и для других секторов экономики, таких как сельское хозяйство и торговля. Уровень жизни населения юга значительно выше, чем у населения Севера.
После воссоединения в 1976 году Северная система была распространена на всю страну. Однако попытки правительства ликвидировать частную собственность и взять под контроль промышленность, торговлю и сельское хозяйство на юге встретили сопротивление.
В 1986 году правительство ввело крупную программу реформ под названием doi moi (“обновление”), которая начала модернизацию экономики и превращение страны в то, что оно называет “социалистически ориентированной рыночной экономикой".
Другими словами, как и Китай, Вьетнам имеет социалистическую систему, которая охватила некоторые элементы капитализма. Вьетнам отошел от централизованно планируемой и субсидируемой экономики. Правительство продолжает владеть промышленными предприятиями во многих секторах и сохраняет общий контроль над экономикой, но в некоторых секторах к частному предпринимательству теперь относятся терпимо, и экономика включает в себя некоторые рыночные силы и стимулы.
Вьетнам также работает над реинтегрированием своей экономики в мировую экономику, открывая страну для иностранных инвестиций и устанавливая торговые отношения со многими странами.
В результате экономических реформ в стране улучшилось качество и разнообразие продуктов питания, потребительских товаров и экспорта, а также увеличился объем торговли.
Ранее в экономике доминировало сельское хозяйство. В настоящее время возросло значение обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Экономика быстро развивалась. Валовой внутренний продукт Вьетнама (ВВП) увеличивался примерно по 6-8 % в год в 1990-е годы и почти все первое десятилетие 2000-х годов. Хотя валовой национальный доход страны на душу населения все еще был низким, он почти вчетверо вырос за 20 лет после введения doi moi.
Сельское хозяйство Вьетнама
Сельское хозяйство до сих пор использует примерно половину рабочей силы. Хотя на его долю приходится лишь около 20 % ВВП, этот сектор является основой пищевой промышленности страны и важным вкладчиком в экспорт. Рис является основной культурой. Дельты Красной реки и Меконга, а также другие низменные районы являются основными районами выращивания риса.
Во многих районах фермеры выращивают два-три урожая риса в год, что достигается благодаря разветвленной системе орошения. Широко используются высокоурожайные сорта риса. В других местах выращивают маниоку, кукурузу, сладкий картофель, сахарный тростник, кокосы, бананы, апельсины и ананасы. Вьетнам является одним из ведущих мировых поставщиков орехов кешью, черного перца и риса. Среди других основных товарных культур - кофе, чай, арахис и каучук.
С конца 20 века фермерские хозяйства управлялись отдельными семьями, а не государственными коллективами, использовались рыночные стимулы. Производство продовольствия резко улучшилось. В то время как ранее страна была вынуждена импортировать продовольствие, чтобы прокормить свой народ, она начала экспортировать большое количество риса.
Большое значение имеют также рыболовство и лесное хозяйство. Наиболее важные пресноводные промыслы расположены на реках Меконг и Чампасак (Бассак). Вьетнам также имеет богатые морские рыболовные угодья, креветки выращиваются коммерчески. Креветки, кальмары, крабы и омары являются основными экспортными товарами. Лесные продукты, такие как древесный уголь, мебель, целлюлоза, бумага, фанера, пиломатериалы и ротанг, производятся главным образом для домашнего использования.
Промышленность Вьетнама
На долю обрабатывающей промышленности приходится примерно 20 % ВВП и около 15 % рабочей силы. Крупнейшей отраслью промышленности является переработка пищевых продуктов и напитков - особенно морепродуктов, кофе и чая. Производство цемента, удобрений и стали вносит значительный вклад в экономику. Другие основные продукты включают одежду и ткани, обувь, электронику, транспортное оборудование, а также краски, мыло и фармацевтические препараты.
Полезные ископаемые Вьетнама
Минеральные ресурсы, которые расположены главным образом на севере, включают уголь, олово, хромовую руду и фосфаты. Хотя в горнодобывающей промышленности занято всего около 1 % вьетнамских рабочих, она обеспечивает около 10 % ВВП. Добыча угля, сырой нефти и природного газа являются наиболее важными видами горнодобывающей деятельности. Нефтяные и газовые месторождения Вьетнама расположены на шельфе Южно-Китайского моря, в основном у южного побережья.
Услуги во Вьетнаме
Значение сферы услуг значительно возросло с конца 20-го века. Более четверти рабочей силы занято в сфере услуг, на долю которых приходится примерно 40 % ВВП. Обработка и сборка являются одним из основных компонентов этого сектора. Все большее значение приобретают туризм, финансы, маркетинг, научные исследования и телекоммуникации.
Торговля Вьетнама
Вьетнам получил членство во Всемирной торговой организации (ВТО) в 2007 году. Экспорт - это важнейшая составляющая экономики. Основные статьи экспорта включают сырую нефть, одежду, обувь, мебель, электрооборудование и сельскохозяйственную продукцию, такую как морепродукты, рис, кофе и каучук. Основными внешними рынками сбыта вьетнамских товаров являются Соединенные Штаты, Япония, Австралия, Китай, Сингапур и Европейский Союз.
Основные импортные товары, включая машины, химикаты, нефтепродукты, пряжу, ткани, железо и сталь, необходимы для промышленности страны. Импорт идет в основном от азиатских поставщиков, включая Китай, Сингапур, Тайвань, Японию, Южную Корею и Таиланд.
Транспорт во Вьетнаме
Гористая местность Центрального нагорья ограничивает наземные перевозки между Севером и Югом узкой полосой суши вдоль побережья. Ханой и город Хошимин соединены железнодорожным и автомобильным транспортом по этому маршруту. Две железнодорожные линии соединяют Северный Вьетнам с Южным Китаем.
Вьетнам имеет обширную дорожную сеть, хотя около половины дорог грунтовые. В двух районах дельты обширные сети рек и каналов служат важным транспортным средством для небольших судов. Крупные корабли посещают крупные морские порты, в том числе Хайфон, Хошимин и Дананг. Есть международные аэропорты, обслуживающие Ханой и Хошимин. Государственный перевозчик Viet Nam Airlines предлагает как внутренние, так и международные рейсы.
Что ещё посмотреть: