Великобритания имеет одну из самых сильных экономик в Европе и мире. Это международный финансовый центр и торговая держава. В 19 веке Великобритания находилась на переднем крае промышленной революции. Как и многие другие промышленно развитые страны, Великобритания пережила в послевоенный период серьезный экономический сдвиг от промышленности к сфере услуг.
На долю сельского хозяйства приходится лишь около 1 % валового внутреннего продукта (ВВП) и в нём занято менее 2 % рабочей силы. Тем не менее, благодаря механизации и высокому уровню эффективности страна производит около 60 % необходимого ей продовольствия. Наиболее важными культурами являются пшеница, ячмень, сахарная свекла, картофель и рапс. Основное поголовье - крупный рогатый скот, овцы, свиньи и домашняя птица.
Воды, окружающие Британские острова, являются богатыми рыболовными угодьями, и Великобритания является одной из ведущих рыболовных стран Европы. Рыболовецкая промышленность Соединенного Королевства в настоящее время обеспечивает лишь половину общего спроса страны. Наиболее важные уловы включают скумбрию, сельдь, пикшу и треску, а также моллюсков, включая омаров, крабов и устриц. Разведение рыбы, главным образом лосося, особенно распространено в Шотландии.
Около 10 % территории Соединенного Королевства занято лесным хозяйством. Правительственная Лесная комиссия управляет почти половиной этих лесных массивов, а остальные находятся в частных руках. Отечественное лесопромышленное производство обеспечивает менее 20 % потребности страны.
Промышленный сектор продолжает сокращаться как в плане занятости, так и в плане его вклада в ВВП. В промышленности, включая горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность и строительство, занято около 20 % рабочей силы и приходится 25 % ВВП.
Соединенное Королевство имеет ограниченные запасы экономически ценных минералов. Месторождения олова и железной руды, некогда занимавшие центральное место в экономике, истощились. Неметаллические полезные ископаемые, добываемые в стране, включают песок и гравий, известняк, доломит, магматические породы, песчаник, соль, мел, китайскую глину (каолин) и гипс.
Великобритания обладает большими энергетическими ресурсами, включая нефть, природный газ и уголь. Добыча нефти на шельфе Северного моря, начатая в 1975 году, сделала Великобританию одним из крупнейших мировых производителей нефти. Добыча природного газа на шельфе началась в 1967 году. В совокупности на нефть и природный газ приходится около 75 % энергопотребления страны.
Угольная промышленность, долгое время являвшаяся основной отраслью экономики, начала неуклонно снижаться в 1950-х годах, что усугубилось закрытием шахт в 1980-х годах. Тем не менее уголь остается третьим по значимости источником энергии в стране, особенно для производства электроэнергии. Ядерная энергия также используется для производства электроэнергии.
Наиболее важными отраслями обрабатывающей промышленности Соединенного Королевства являются машиностроение; пищевая промышленность, производство напитков; химическая промышленность; производство бумаги, полиграфия и издательская деятельность; производство металлов и минералов; текстильная промышленность, производство одежды, обуви и производство кожи.
Самыми быстрорастущими отраслями были химическая и электротехническая промышленность. В химической промышленности наибольший рост показали фармацевтические препараты и специальные продукты. В машиностроении электротехника, приборостроение и транспортное машиностроение - включая автомобили и аэрокосмическое оборудование развивались быстрее, чем машиностроение и металлообработка, а электронные изделия демонстрировали самый быстрый рост.
Сфера услуг доминирует в экономике, обеспечивая около 75 % ВВП и 80 % общей занятости. Сфера услуг охватывает широкий спектр видов деятельности, включая финансы, недвижимость, международную торговлю, розничную торговлю и туризм.
Великобритания - мировой финансовый центр. Хотя финансовые услуги быстро росли в некоторых средних городах, особенно Лидсе и Эдинбурге, Лондон доминирует в этой отрасли. Здесь больше иностранных банков, чем в любом другом городе мира, а также самый большой в мире страховой рынок.
Торговля уже давно является ключевым фактором экономики Соединенного Королевства. Основные статьи британского экспорта включают машины, автомобили и другое транспортное оборудование, электрическое и электронное оборудование (включая компьютеры), химикаты и нефть.
Услуги, особенно финансовые услуги, являются еще одним крупным экспортным товаром. Страна импортирует продовольствие, технику и транспортное оборудование. Более половины торговли страны приходится на долю европейских партнеров, хотя в начале 21 века Соединенные Штаты оставались единственным крупнейшим экспортным рынком Соединенного Королевства и вторым по величине поставщиком импорта (после Германии).
Исторические замки, музеи, театры и другие культурные ценности Соединенного Королевства делают туризм ведущей отраслью промышленности. Другие важные сферы услуг включают гостиницы и общественное питание, авиаперелеты и другие виды досуга, а также дистрибуцию (особенно розничную торговлю). Особенно стремительный рост произошел в сфере других услуг по поддержке бизнеса, включая компьютерные системы и программное обеспечение, управленческие консультации, рекламу и маркетинговые исследования.
Путешествие на автомобиле является на сегодняшний день наиболее распространенным видом транспорта в Соединенном Королевстве. В начале 21-го века около 75 % домохозяйств страны имели доступ по крайней мере к одному автомобилю. На долю автомобильного транспорта приходится более 80 % как пассажирского пробега, так и движения грузов (измеряемого тоннажем).
Железнодорожная сеть Соединенного Королевства была приватизирована в 1990-х годах после почти четырех десятилетий государственной собственности. Network Rail, некоммерческая компания, владеет и управляет всеми железнодорожными путями и инфраструктурой в Великобритании. Она арендует большинство станций для железнодорожных эксплуатационных компаний (TOC), которые управляют пассажирскими перевозками.
Другие компании осуществляют грузовые перевозки. В Северной Ирландии железные дороги Северной Ирландии осуществляют как пассажирские, так и грузовые перевозки. Туннель Ла-Манш, состоящий из двух однопутных железнодорожных туннелей и Центрального служебного туннеля, перевозит пассажиров и грузы между Фолкстоуном, Англия (недалеко от Дувра), и Кале, Франция. Туннель также вмещает скоростные пассажирские поезда между Лондоном и Парижем или Брюсселем. В Лондоне и Глазго есть подземные железные дороги.
Независимый орган под названием Управление гражданской авиации регулирует воздушные перевозки в Соединенном Королевстве. Лондон обслуживают три международных аэропорта-Хитроу, Гатвик и Станстед. Хитроу обслуживает больше международных пассажиров, чем любой другой аэропорт в мире. В Манчестере, Бирмингеме и Глазго также есть крупные аэропорты. Крупнейшая авиакомпания страны - British Airways.
Несмотря на тенденцию к снижению судоходства и морских перевозок, большая часть внешней торговли Соединенного Королевства по-прежнему осуществляется морем. Основные порты включают Гримсби и Иммингем, Тис и Хартлпул, Лондон, Форт, Саутгемптон, Милфорд-Хейвен и Ливерпуль.
Спутниковая карта Великобритании
Что ещё посмотреть: