На момент обретения независимости в 1947 году пакистанская экономика была преимущественно сельскохозяйственной. Сегодня экономика значительно разнообразнее. Сельское хозяйство, хотя и по-прежнему играет важную роль, больше не является крупнейшим компонентом экономики.
Услуги, включая торговлю, финансы и государственное управление, в настоящее время составляют самый крупный сектор. Производство уже несколько десятилетий является опорой экономики. Обрабатывающие производства по-прежнему вносят значительный вклад в валовой внутренний продукт страны (ВВП).
В целом экономические показатели Пакистана выгодно отличаются от показателей многих других развивающихся стран. С момента обретения независимости Пакистану удавалось поддерживать довольно устойчивые ежегодные темпы роста.
Сельское хозяйство Пакистана
Пакистан входит в число крупнейших стран, где не хватает достаточного количества осадков для поддержки земледелия на засушливых землях. На протяжении более 3000 лет он был сельскохозяйственным центром основанным главным образом на орошении реки Инд. Сегодня в стране действует крупнейшая в мире непрерывная ирригационная система.
Более 14 миллионов гектаров могут быть орошены путем подачи воды через тысячи миль каналов и сельскохозяйственных и полевых канав. Ручной труд и тягловые животные распространены, несмотря на резкое увеличение количества тракторов, небольших молотилок и другой сельскохозяйственной техники.
Пшеница является основным продуктом питания страны. Рис - это еще одно крупное продовольственное зерно. Другие пищевые культуры включают кукурузу, картофель, лук, нут и различные специи. Среди выращиваемых фруктов - манго, апельсины, яблоки, бананы и дыни. Основной товарной культурой является хлопок. Другие товарные культуры включают сахарный тростник, арахис и масличные, такие как рапс, подсолнечник и сафлор. Несмотря на производство этих семян, страна зависит от импортных растительных масел.
Животные обеспечивают тягловую силу, а также пищу, шерсть и шкуры. Есть крупный рогатый скот, буйволы, ослы, верблюды, лошади и мулы. Коммерческое птицеводство также является важной отраслью промышленности. Возрос вклад рыболовства в национальный доход. Рыболовство сосредоточено в Карачи. Часть улова омаров и других моллюсков идет на экспорт.
Леса являются значительным ресурсом в этой засушливой стране, и древесина здесь очень дорогая. Большая часть древесины импортируется.
Промышленность Пакистана
Добыча угля - одна из старейших отраслей промышленности Пакистана, но качество угля оставляет желать лучшего. Железорудные месторождения также в основном низкого качества. Были обнаружены крупные залежи медной руды, но большинство участков остаются неосвоенными. Огромные запасы легко эксплуатируемого известняка составляют основу крупной цементной промышленности. Другие полезные ископаемые, которые эксплуатируются, включают хромит, барит, гипс, каменную соль и глины.
Пакистан располагает некоторыми запасами нефти, но спрос значительно опережает внутреннее предложение. Поэтому нефть и нефтепродукты лидируют по импорту. Страна располагает хорошими запасами природного газа и удовлетворяет большую часть своих потребностей за счет внутреннего производства. Крупнейшие месторождения природного газа находятся в Суи, на границе между Белуджистаном и Пенджабом. Они были обнаружены в 1953 году. Газ из Суи и других небольших месторождений поставляется по всей стране по трубопроводу.
Главным источником гидроэнергии в Пакистане является гигантская плотина Тарбела, которая пересекает реку Инд на выходе из Гималаев. Атомная энергетика обеспечивает лишь очень небольшой процент внутреннего спроса на электроэнергию.
Обрабатывающая промышленность играет важную роль в экономике Пакистана, обеспечивая около 12 % ВВП. Первоначально Карачи был центром индустриализации Пакистана после обретения независимости. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Лахор и города вокруг него начали быстро индустриализироваться. Производство вскоре стало одним из крупнейших секторов экономики страны.
Основные отрасли промышленности сегодня включают текстильную, пищевую, химическую, цементную, транспортную и нефтеперерабатывающую. Тканые ковры являются основной отраслью домашнего хозяйства. Тканые ткани, вышивка и причудливое рукоделие также являются важными ремеслами, как и изделия из кожи, керамика, мебель и изделия из металла.
Услуги в Пакистане
На сферу услуг приходится значительная часть рабочих мест и национального дохода страны. Правительство традиционно является крупным работодателем. В Пакистане хорошо развита Государственная служба. Оборонные ведомства и коммунальные службы также предоставляют много рабочих мест. Хотя финансы вносят относительно небольшой вклад в ВВП, темпы их роста в конце 20-го и начале 21-го веков были значительными. Пакистан имеет множество государственных, частных и иностранных банков.
Торговля в Пакистане
Торговля - это жизненно важная деятельность, в которой занята значительная часть рабочей силы. Наметилась тенденция к увеличению экспорта. Однако страна имеет дефицит торгового баланса, причем импорт часто опережает экспорт.
Основные статьи экспорта включают хлопок и промышленные текстильные изделия, рис, нефтепродукты и изделия из кожи. Основной объем импорта составляют машины, химикаты и химические продукты, сырая нефть, нефтепродукты, пищевые и пищевые масла, а также автомобили.
Наиболее важными торговыми партнерами Пакистана являются Соединенные Штаты, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Афганистан и Китай.
Транспорт в Пакистане
Пакистанские железные дороги покрывают более 11 000 километров. Большинство из них находятся в долине Инда, от Карачи до Пенджаба. Несколько линий тянутся к северо-западной границе. Еще одна линия тянется на запад через Северный Белуджистан к иранской границе.
Автобусы и грузовики заменили железные дороги в качестве основного средства междугороднего транспорта в Пакистане. В стране насчитывается около 265 000 километров дорог, подавляющее большинство из которых асфальтировано. Все основные города соединены между собой крупными магистралями. Пакистан связан с каждым из своих соседей, включая Китай, автомобильным сообщением.
Пакистан обслуживается многочисленными международными авиакомпаниями, а также собственными пакистанскими Международными авиалиниями, которые предоставляют как международные, так и внутренние услуги. Международные аэропорты расположены в Карачи, Исламабаде, Пешаваре, Кветте и Лахоре. До начала 1990-х годов отечественная авиаиндустрия регулировалась государством. После отмены регулирования в Пакистане начали работать несколько частных авиакомпаний.
Океанское судоходство широко распространено через Карачи, на побережье Аравийского моря. Порт города обслуживает большую часть импорта и экспорта Пакистана. Города Гвадар и Касим также имеют порты, которые обрабатывают часть торговли страны.
Связь в Пакистане
Пакистан имеет хорошие международные телекоммуникационные связи через спутниковые и волоконно-оптические линии. Улучшилась доступность внутренней телефонной связи. Немногие домохозяйства имеют стационарные телефонные линии, но использование сотовой связи резко возросло. Интернет-соединения доступны, хотя и не широко распространены. Радио - и телевизионные сети контролируются в основном правительством. Однако доступ к спутниковому телевидению растет.
Что ещё посмотреть: