спутниковые карты

Экономика Японии

Японская экономика остается одной из крупнейших в мире. Япония развила высоко диверсифицированную экономику, основанную на производстве и услугах, включая торговлю. Страна является одним из крупнейших в мире производителей автомобилей, стали и высокотехнологичных промышленных товаров, в частности бытовой электроники.

Торговля играет важную роль в японской экономике, отчасти потому, что Японии не хватает природных ресурсов для поддержки своей промышленности. Ей приходится импортировать большое количество ископаемых видов топлива, таких как нефть, природный газ и уголь, а также сырье для производства. Кроме того, в стране имеется лишь ограниченное количество земель, пригодных для ведения сельского хозяйства.



Спутниковая карта Японии

География Японии

Японские названия компаний и брендов стали почти повсеместно бытовыми: Sony, Panasonic, Toshiba, Toyota, Honda, Nissan, Fujitsu, Mitsubishi, Canon, Hitachi и другие. Активное участие государственных министерств в надзоре за экономикой не означает, что государство владеет компаниями, как в социалистических странах. Эти компании являются частными фирмами. Однако значительная часть их финансирования поступала от правительства, по крайней мере в первые десятилетия после Второй мировой войны. Японские налоговые законы также поощряли сбережения. Почтовая сберегательная система стала одним из крупнейших сберегательных учреждений в стране. Без высокой нормы сбережений среди японских граждан средств, доступных для инвестирования, было бы гораздо меньше.

Что отличало Японию от других промышленно развитых стран, так это стратегия. Главной стратегией японского чуда был экспорт промышленных товаров, чтобы получить долю рынка по всему миру. Завоевание доли рынка означает продажу большего количества товаров большему количеству людей в большем количестве мест. Японские производители стремились расширить свою долю рынка за счет немедленной прибыли. Они были готовы позволить прибыли быть небольшой и даже работать в убыток для того чтобы получить больше клиентов.

За 30 лет после 1950 года японские корпорации заключили более 30 000 лицензионных и других технологических соглашений с другими странами. Японцы преуспели в технологическом проектировании - нашли лучшие способы сделать продукт. Японцы стали ведущими производителями всех видов высокотехнологичного электронного оборудования.

Большой успех Японии в экспорте ее промышленных товаров привел к профициту торгового баланса, что означало, что стоимость японского экспорта превысила стоимость его импорта.

К концу 20 века Япония стала одной из величайших мировых держав, как в экономическом, так и в политическом отношении. На протяжении десятилетий она лидировала в Азии. Однако к началу 1990-х годов японская экономика, особенно обрабатывающая, оказалась в новых глобальных условиях. Индустриализация распространилась в ранее неразвитых частях Азии, включая Южную Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур. Они обеспечивали конкуренцию Японии в ее экспортной торговле, и затраты на рабочую силу в этих странах были намного меньше, чем в Японии. Китай также переживал поразительный экономический рост, в конечном счете обогнав Японию и став второй по величине экономикой в мире в 2010 году.

Сельское хозяйство Японии

Поскольку местность Японии в основном гористая, предложение сельскохозяйственных угодий резко ограничено. Сельское хозяйство составляет лишь незначительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) Японии. Менее 5% японской рабочей силы зарабатывает на жизнь сельским хозяйством.

Рис, основной продукт питания в Японии, безусловно, является самой крупной культурой по площади, тоннажу и стоимости. Орошаемые рисовые поля занимают более половины обрабатываемой площади Японии. Большинство рисовых полей на Хоккайдо и Северном Хонсю дают только один урожай в год. На юге, где зима мягче и вегетационный период длиннее - рисовые поля производят летний урожай риса и зимний урожай сухих зерновых или овощей.

Ведущие японские культуры, помимо риса, включают пшеницу, ячмень, сладкий картофель, белый картофель, сахарную свеклу, фрукты, овощи и чай. Яблоки и мандарины являются одними из основных плодовых культур. Разведение скота - важная сельскохозяйственная деятельность в Японии, но она осуществляется в небольших масштабах. Японские фермы производят яйца, молочные продукты, свиней, крупный рогатый скот и кур.

Рыболовство в Японии

Японская рыбная промышленность включает в себя прибрежное рыболовство, морское рыболовство, глубоководное рыболовство и рыбоводство. Культура в мелководных прибрежных заливах креветок, морского леща, съедобных морских водорослей, устриц и других морских продуктов быстро росла. Кроме того, культивированный жемчуг уже давно имеет большое значение.

Большинство японских рыбаков работают в мелководных прибрежных водах. Типичные прибрежные рыболовецкие суда имеют грузоподъемность менее 10 тонн. Наибольший тоннаж улова рыбы в стране приходится на морской промысел, для которого используются несколько большие суда. Глубоководная рыбалка осуществляется в водах, удаленных от Японии, с помощью больших современных флотов. Материнские суда служат флотам в качестве плавучих перерабатывающих и консервных заводов. Японское правительство является участником международных договоров и конвенций, регулирующих использование международных вод для рыболовства.

Лесное хозяйство Японии

Леса занимают около 25 миллионов гектаров, что составляет чуть более 60 % территории Японии. Однако большая часть покрытых лесом земель расположена в труднодоступных горных районах. Большая часть лесных угодий находится в частной собственности, в основном на небольших участках площадью менее 4 га.

Кедр, кипарис и лиственница являются ведущими видами. Пиломатериалы добываются главным образом на Хоккайдо, в горах Северного и Центрального Хонсю, Сикоку и Кюсю. Как хвойные, так и широколиственные деревья заготавливаются на древесину. Древесный уголь раньше был важным источником дохода для жителей горных деревень, но он был в значительной степени заменен газом и электричеством в качестве основного бытового топлива.

Промышленность Японии

Производство очень важно для экономики Японии. На его долю приходится около 20 % ВВП, в нем работают миллионы рабочих и производится ценный экспорт. Япония располагает одними из самых крупных и передовых промышленных предприятий в мире. Страна является одним из главных мировых судостроителей и автопроизводителей.

Япония является ведущим производителем промышленных химикатов, фармацевтических препаратов, химических удобрений и нефтехимических продуктов, таких как пластмассы и синтетический каучук. Японские нефтеперерабатывающие мощности являются одними из крупнейших в мире. Япония также является ведущим производителем цемента.

В конце 20-го века японская промышленность пережила самый впечатляющий рост производства автомобилей, чугуна и стали, машин (включая роботов), фотоаппаратов и другого прецизионного оборудования. Страна стала известна передовыми электронными продуктами, включая компьютеры, телекоммуникационное оборудование и потребительские товары.

Производство Японии сосредоточено в густонаселенном промышленно-городском поясе. Этот пояс простирается на запад от Токио и равнины Канто вдоль тихоокеанского побережья и внутреннего моря до Северного Кюсю. В этом регионе расположены крупнейшие международные порты Японии и ее лучшие наземные транспортные средства. Так же как и штаб-квартиры ведущих банков и торговых компаний страны. Большинство промышленных комплексов расположено на побережье, где они имеют доступ к морским перевозкам и импортному топливу и сырью.

Самая крупная промышленная зона Кэйхин расположена в центре городов Токио, Кавасаки и Иокогама, на равнине Канто. В пределах зоны Кэйхин крупная тяжелая промышленность занимает западное и северное побережье Токийского залива. Этот район является центром печати и издательского дела, а также производства машин, автомобилей и электронного оборудования. Йокогама предоставляет международные портовые услуги.

Промышленная зона Чуке сосредоточена в городе Нагоя. Эта зона известна производством автомобилей, авиационных деталей, машин, текстиля и керамики. Также в эту зону входит район Кувана-Йоккаити, нефтеперерабатывающий и Нефтехимический центр.

Промышленная зона Кэйхансин включает в себя города Осака и Кобе, а также прилегающие районы. В Осаке есть химический, машиностроительный, электротехнический и металлургический заводы. Кобе является крупным международным портом и производит суда и сталь.

Еще одна промышленная зона сосредоточена на Кита-Кюсю, в северной части острова Кюсю. Она развивалась вокруг первого в Японии сталелитейного завода, основанного в 1901 году в Явате. Район Кита-Кюсю специализируется на производстве чугуна и стали и имеет другие тяжелые отрасли промышленности.

Полезные ископаемые Японии

Японские запасы полезных ископаемых ограничены, и их качество часто оставляет желать лучшего. Приходится импортировать большое количество различных видов топлива и полезных ископаемых, включая уголь, нефть, природный газ, железную руду, олово, никель, нитраты и фосфаты. Среди наиболее распространенных полезных ископаемых в Японии - уголь, железная руда, цинк, свинец, медь, сера, золото и серебро. В стране также имеются большие залежи известняка.

Добыча полезных ископаемых является относительно неважным и сокращающимся сектором экономики. Уголь долгое время был основным продуктом, добываемым в Японии. Однако из-за высоких производственных издержек общее производство угля в Японии резко сократилось в конце 20-го века. Почти весь уголь страны теперь импортируется. На Хоккайдо приходится большая часть очень малой добычи угля в Японии. Добыча железа и меди в Японии практически прекратилась после 2000 года.

Запасы нефти в Японии скудны и пополняются за счет импорта нефти, главным образом с Ближнего Востока. Кроме того, значительная доля импортируемой Японией нефти в настоящее время поступает с месторождений, разрабатываемых японскими компаниями в других странах. Япония также является крупным импортером сжиженного природного газа.

Электростанции Японии

Гигантские тепловые электростанции были построены вдоль побережья, вблизи городских и промышленных рынков, особенно вдоль Токийского залива. Первая японская атомная теплоэлектростанция, расположенная в Токае, была введена в эксплуатацию в 1967 году. Впоследствии было построено еще много таких станций, и Япония стала одним из крупнейших в мире производителей атомной энергии.

Однако ископаемые виды топлива (нефть, природный газ и уголь) по-прежнему составляют самую большую долю электроэнергии в Японии. Гидроэнергетика обеспечивала лишь небольшое количество электроэнергии в стране. В 2011 году произошло цунами, которое стало причиной серьезной аварии на атомной электростанции в префектуре Фукусима. В связи с аварией продолжающаяся роль ядерной энергетики в энергетическом секторе Японии стала предметом дискуссий.

Услуги в Японии

Сектор услуг стал доминировать в японской экономике. На сегодняшний день доля услуг составляет самую большую часть ВВП Японии. Услуги включают в себя большое разнообразие видов деятельности, включая розничную и внешнюю торговлю, банковское дело, эксплуатацию гостиниц и ресторанов, образование, здравоохранение и государственное управление.

Финансы Японии

Банк Японии является ядром банковской системы Японии. Целью банка является стабилизация курса национальной валюты - японской иены и стимулирование кредитования. Банк выпускает банкноты в иенах, правительство чеканит монеты. Коммерческие банки страны принимают сберегательные вклады и предоставляют средства для частного сектора.

Японское правительство стимулирует промышленность и внешнюю торговлю, предоставляя средства через такие учреждения, как экспортно-импортный банк Японии, японская финансовая корпорация для малых и средних предприятий и японский банк международного сотрудничества. Широко используются кредитные ассоциации, кооперативы и Почтовая сберегательная система. Наиболее важные фондовые биржи Японии находятся в Токио и Осаке. Токийская фондовая биржа является одним из крупнейших мировых рынков акций.

Туризм в Японии

Число иностранных туристов в Японии неуклонно растет. Япония изобилует природными живописными красотами и имеет большое разнообразие культурных достопримечательностей. Туризм хорошо организован. Страна предлагает сочетание современных и традиционных туристических объектов. Есть много современных высотных отелей, особенно в Токио, Осаке и Киото.

В Японии большое количество национальных парков и парков префектур. До горных вершин можно добраться по канатным дорогам и платным автомобильным дорогам. Другие туристические достопримечательности Японии включают в себя множество древних храмов и святынь, японские театры и фестивали, а также рестораны и ночные клубы больших городов.

Внешняя торговля Японии

Япония - одна из ведущих торговых стран мира. Она импортирует огромные объемы топлива и сырья, от которых в значительной степени зависит ее обрабатывающая промышленность. Она экспортирует большое количество промышленных товаров. Япония имела благоприятный торговый баланс, или профицит, причем стоимость экспорта превышала стоимость импорта в большинстве лет, начиная с конца 1960-х годов. Размер этого торгового профицита часто был самым большим в мире.

Среди важных экспортных товаров Японии  - широкий спектр машин, включая электронное оборудование и запчасти; автомобили и другое транспортное оборудование; химикаты и металлы. Наибольшую долю японского экспорта получают Соединенные Штаты и Китай. Другими ключевыми экспортными рынками для японских товаров являются другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также страны Европейского союза (ЕС).

Япония импортирует большое количество топлива, включая сырую нефть, сжиженный природный газ и уголь. Другие основные виды импорта включают продовольствие, машины, химикаты, металлы и одежду. Крупнейшими поставщиками Японии являются Китай и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии, США, Австралия и Западная Европа. Ближний Восток - главный источник нефти.

Чтобы гарантировать свои поставки сырья, Япония инвестировала значительные средства в зарубежные разработки. Ее интересы за рубежом включают нефтяные месторождения, шахты по добыче угля и металлов, таких как железо, медь и бокситы, а также целлюлозные заводы в странах по всему миру. Япония оказывает другим странам экономическую помощь либо напрямую, либо через Азиатский банк развития.

Транспорт в Японии

Современные транспортные средства связывают все части Японии и способствуют быстрому и эффективному перемещению людей и товаров. Большой Токио, район Осака-Кобе-Киото и Нагоя - крупнейшие транспортные центры. Все четыре главных японских острова соединены наземным транспортом, который состоит из подводных туннелей и мостов для автомобильных и железных дорог.

Железные дороги являются очень важной формой наземного транспорта для пассажиров в Японии. Железнодорожные вокзалы являются узловыми пунктами систем массового транспорта, которые также включают автобусы, такси и метро. В большинстве крупнейших городов страны есть метро. Пригородные поезда Японии славятся своей чистотой, безопасностью и своевременностью. Однако большинство из них чрезвычайно переполнены в часы пик.

Синкансэн - это скоростные электропоезда, которые получают энергию от воздушной системы проводов. Некоторые поезда Синкансэн курсируют со скоростью до 320 километров в час. Железнодорожная система Синкансэн получила прозвище ” скоростной поезд " за высокую скорость движения поездов и аэродинамическую форму их носов.

Скоростная автомагистраль Мэйсин от Кобе до Нагои, скоростная автомагистраль Томэй от Нагои до Токио и другие скоростные магистрали обеспечивают непрерывное высокоскоростное движение через наиболее густонаселенные районы Японии.

Внутренние авиасообщения связывают все крупные японские города. Japan Airlines (JAL), японский международный флагманский перевозчик, осуществляет кругосветное сообщение. Авиаперелеты в Японию, как на международные, так и на внутренние объекты, стали обычным делом. Токио - главный авиаузел, за ним следует Осака. Другие крупные аэропорты находятся в Нагоя, Саппоро и Фукуока.

Флот Японии

Япония - одна из главных морских держав мира, и у нее один из крупнейших в мире торговых флотов. Учитывая очень большой объем японского импорта и экспорта, большая часть продукции перевозится на океанских судах, зарегистрированных в других странах. Судоходство осуществляется через несколько основных международных портов: Иокогама, Кобе, Тиба, Нагоя, Кавасаки, Кита-Кюсю, Мидзусима и Сакаи.

Что ещё посмотреть:

Карта России

Карта Европы

Карта мира