Германия - экономический локомотив Европы и входит в число крупнейших экономик мира. Она зарекомендовала себя как ведущий мировой поставщик промышленных товаров. Крупнейшим сектором экономики Германии является сфера услуг.
В Германии действует так называемая социально-рыночная экономика. Эта система основана на принципах свободного рынка, но предполагает значительное государственное регулирование. Это необходимо для обеспечения справедливости, защиты прав трудящихся и предотвращения чрезмерного неравенства.
Развитая система социальных служб и пособий гарантирует "социальную защиту" всем гражданам. Правительство также оказывает поддержку отдельным отраслям и разделяет с ними расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Социально-рыночная модель была впервые внедрена в Западной Германии после разделения страны. Экономика ФРГ, серьезно пострадавшая в годы Второй мировой войны, быстро восстановилась. Этот впечатляющий рост вошел в историю как "экономическое чудо". Уже в 1960 году Западная Германия вышла в число самых сильных экономик Европы.
В период с 1960 по 1989 год экономика ГДР окрепла и стала одной из самых развитых в Восточной Европе, хотя проблемы оставались значительными. Однако ей было далеко до уровня ФРГ, превратившейся в лидера Западной Европы.
Германия входит в число крупнейших производителей продовольствия в Европе. Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в ВВП составляет менее 1%, а занятость в этой сфере невелика, она обеспечивает свыше 80% потребностей страны в продовольствии. Германия также является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции.
Около четверти территории Германии занимают зерновые культуры, еще пятая часть – пастбища. Большая часть пахотных земель отведена под зерновые, в частности, пшеницу, ячмень, кукурузу, рожь и овес. Среди других важных культур – картофель, сахарная свекла, рапс (для производства рапсового масла), капуста и другие овощи, а также яблоки и другие фрукты.
Выращивание винограда особенно развито на юго-западе страны. Долины рек Рейн, Неккар, Майн и Мозель – основные винодельческие регионы Германии.
Животноводство играет важную роль. Германия располагает одним из крупнейших в мире поголовьем свиней, а свинина – популярное мясо в немецкой кухне. Молоко и яйца также являются основными сельскохозяйственными продуктами.
Германия имеет развитый промысловый флот, хотя его размеры сократились с конца XX века, отчасти из-за чрезмерной эксплуатации традиционных рыболовных угодий. Улов поступает из Северного и Балтийского морей, а также из Северной Атлантики.
Крупнейшие рыболовецкие порты – Бремерхафен, Куксхафен и Гамбург, где расположены консервные заводы. Во внутренних водоемах рыболовство развито в меньших масштабах, карпа и форель выращивают на рыбоводческих фермах.
Леса покрывают чуть меньше трети территории Германии. Лесная промышленность не в состоянии удовлетворить огромный спрос Германии на древесину (в том числе для строительства, производства бумаги), поэтому дерево и изделия из него импортируются.
Производство обеспечивает около 20% ВВП и занятость примерно такого же процента работников. Этот сектор обеспечивает подавляющую часть экспорта, который жизненно важен для экономики страны. Ведущими отраслями являются автомобилестроение, электротехника и электроника, химическая и машиностроительная промышленность. Немецкое машиностроение славится во всем мире своим высоким качеством и надежностью.
Когда-то основу промышленности составлял уголь, который Германия поставляла в больших объемах. Уголь Рурского бассейна послужил основой для промышленного развития Германии в конце XIX века.
Германия по-прежнему является одним из ведущих мировых производителей стали. Страна также производит другие металлы и изделия из них, но сырье в основном импортируется.
Автомобилестроение играет важную роль. Основные центры производства расположены в федеральных землях Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Саар и Тюрингия. Ведущие производители – Audi, BMW, Daimler, Ford, Opel и Volkswagen. Большая часть автомобилей экспортируется.
Германия – один из мировых лидеров по экспорту электротехнической и электронной продукции. Она стала лидером в этой области еще в конце XIX века. Сегодня отрасль сосредоточена в основном в Нюрнберге-Эрлангене, Мюнхене, Штутгарте и других городах Южной Германии и включает в себя всемирно известную фирму Siemens, а также множество небольших компаний.
Немецкой химической промышленности тоже больше 100 лет. В настоящее время отрасль производит широкий спектр химической продукции, включая полимеры, нефтехимию и фармацевтику. Химические заводы расположены в основном в Рурской области и вдоль Рейна и его притоков, в том числе в Леверкузене, Людвигсхафене и Хехсте (недалеко от Франкфурта). Имеются также химические предприятия в угольных месторождениях Восточной Германии. К крупнейшим игрокам отрасли относятся BASF и Bayer.
Среди других важных отраслей промышленности Германии – производство машин и оборудования, обработанных пищевых продуктов, оптических и прецизионных приборов, медицинского оборудования, программного обеспечения, возобновляемых источников энергии и энергоэффективных продуктов, биотехнологии и самолетов.
Текстильная промышленность, несмотря на то, что она все еще существует, сокращается из-за конкуренции со странами с более низкой заработной платой. После воссоединения многие текстильные фабрики в Восточной Германии закрылись. Судостроение приобрело большое значение в 1960-х годах, но в последние годы также пострадало от конкуренции со стороны других стран.
Германия располагает относительно небольшим разнообразием минеральных ресурсов. Самым важным на сегодняшний день является уголь. Месторождения каменного угля расположены в Рурской области и на небольших месторождениях Саар, Аахен и Иббенбюрен.
Калийная и каменная соль встречаются в крупных месторождениях и используются в химической промышленности. Имеются также месторождения железной руды низкого качества, а также месторождения меди, свинца, цинка, олова и урана.
Германия имеет скромные запасы нефти и природного газа, но их недостаточно, чтобы удовлетворить даже часть потребностей страны. Производство электроэнергии происходит в основном из угля. Атомные электростанции являются еще одним крупным источником электроэнергии, хотя в 2000 году правительство взяло на себя обязательство постепенно отказаться от них. Некоторые реки Баварских Альп также используются для выработки электроэнергии.
Услуги в Германии
Как и в большинстве развитых экономик, в Германии доминирует сектор услуг. Около 60% немецких рабочих заняты в сфере услуг, и примерно такая же доля приходится на этот сектор в ВВП. Сюда входят такие отрасли, как торговля, транспорт и связь, туризм, недвижимость, государственное управление и услуги в области информационных технологий.
Важное значение имеют финансы, банковское дело и страхование. Главный финансовый центр Германии - Франкфурт-на-Майне, где находятся Deutsche Bundesbank (Центральный банк Германии) и Европейский центральный банк, а также многочисленные коммерческие банки и ведущая фондовая биржа страны.
Торговля Германии
Торговля является ключевым компонентом немецкой экономики. Германия входит в число мировых лидеров по экспорту и уже давно поддерживает положительное сальдо торгового баланса. Основными рынками сбыта продукции Германии являются Франция, США, Великобритания, Италия, Нидерланды и другие страны ЕС.
Основные экспортные товары – автомобили, электротехническое и промышленное оборудование, сталь и другие металлические изделия, а также химические вещества, включая фармацевтические препараты. Импорт Германии относится к тем же категориям, что и экспорт, но страна также импортирует сырую нефть и другие виды топлива, продукты питания, сырье и незавершенные изделия для промышленности. Основные страны-импортеры – Франция, Нидерланды, Китай, Соединенные Штаты, Италия, Великобритания и другие страны ЕС.
Транспорт Германии
Германия располагает высокоэффективной транспортной сетью. Железные дороги, в основном принадлежащие государству, хорошо управляются и представляют собой одну из самых густых сетей в Европе. Несмотря на свою важную роль в развитии экономики страны, железные дороги перевозят гораздо меньше грузов и пассажиров, чем автомобильные дороги. Высокоскоростное пассажирское железнодорожное сообщение соединяет крупные немецкие городские центры друг с другом и с другими европейскими пунктами назначения.
Система автомагистралей развита превосходно. Строительство автобанов, или автострад, началось в 1930-х годах, и к концу ХХ века их общая протяженность составляла около 11 500 километров, соединяя крупные города и регионы страны. Большинство немецких семей владеют автомобилями, и автомагистрали часто сильно перегружены.
Крупнейшая немецкая авиакомпания - Lufthansa. Она осуществляет как внутренние, так и международные рейсы. Крупнейший аэропорт Германии - и один из самых загруженных в Европе - находится во Франкфурте-на-Майне. Дюссельдорф, Мюнхен, Берлин, Гамбург и Кельн-Бонн также имеют важные международные аэропорты.
Экспорт Германии в основном осуществляется морским транспортом. Основные морские порты – Гамбург, Бремен-Бремерхафен и Вильгельмсхафен на Северном море, а также Любек и Росток на Балтийском море. Большое значение имеет также движение грузов по внутренним водным путям.
Протяженность судоходных рек и каналов составляет приблизительно 7300 километров. Среди значимых внутренних портов можно выделить Дуйсбург, Дрезден и Магдебург. Помимо Рейна и его притоков, а также Дуная, существуют такие крупные каналы, как Миттелландский и Дортмундско-Эмский каналы, соединяющие Рурскую область с Северным морем, а также ключевой Дунайский канал, обеспечивающий транспортное сообщение между Северным и Черным морями. Также следует упомянуть систему каналов, связывающих реки Одер и Эльбу. Благодаря этой разветвленной системе внутренних водных путей уголь и прочее крупногабаритное сырье могут быть доставлены на баржах по доступным ценам между основными промышленными центрами страны.
Что ещё посмотреть: