Франция - одна из крупнейших экономических держав мира. Во второй половине 20 века структура её экономики существенно изменилась. Промышленность и сельское хозяйство доминировали в экономике в 1950-х годах, но с тех пор сфера услуг стала основным источником рабочих мест и доходов.
Хотя большинство отраслей промышленности находятся в частной собственности, правительство имеет опыт участия в экономике. Сегодня государственная собственность сосредоточена главным образом в сфере транспорта, обороны и радиовещания.
Обширные области богатых почв, особенно в парижском бассейне, в сочетании с обычно умеренным климатом и обширными пространствами плоских и пологих земель давно сделали сельское хозяйство Франции оплотом экономики. Необычное разнообразие климатических условий, от прохладных влажных равнин севера до сухого летнего тепла Средиземноморья, позволяет получать большое разнообразие сельскохозяйственной продукции. Франции не хватает только подходящего климата для чисто тропических культур.
Хотя в сельском хозяйстве занято относительно мало людей (менее 3 % рабочей силы, Франция является лидером сельского хозяйства Западной Европы, на долю которой приходится около 20 % от общей стоимости сельскохозяйственной продукции Европейского Союза. Франция также является крупным мировым экспортером сельскохозяйственной продукции и единственной крупной европейской страной, которая в целом обеспечивает себя основными продуктами питания.
Главным сельскохозяйственным регионом Франции является парижский бассейн, где такие продуктивные районы, как Бос, Пикардия и Иль-де-Франс, образуют традиционную житницу страны. Пшеница, выращиваемая на сравнительно крупных фермах, всегда была ведущей культурой в парижском бассейне, хотя она также выращивается по всей низменности.
Другой ведущей зерновой культурой является кукуруза. Традиционные виды кукурузы выращивались в Аквитании и Пиренеях на юго-западе Франции, а также в долине Рона-Сона, начиная с 16 века. Совсем недавно были введены гибридные сорта из Соединенных Штатов. Другие зерновые, выращиваемые французскими фермерами, включают овес, рожь и ячмень. Эти культуры, как правило, выращиваются на более бедных почвах или в районах, где климат менее подходит для пшеницы.
На северном краю Парижского бассейна, где равнины Северного моря ведут в Пикардию и Фландрию, сахарная свекла и картофель были важными культурами с начала 19 века. Прохладные, влажные районы Нормандии и Бретани славятся молочными продуктами, ранними весенними овощами, которые высоко ценятся на парижских рынках, и яблоками.
Помимо Парижского бассейна, основные сельскохозяйственные регионы Франции находятся на юге и юго-западе, в частности Аквитания и Лангедок, а также долина Роны. В целом хорошие почвы и теплое, сухое лето этих регионов делают их идеальными для выращивания винограда. Другие фрукты, такие как персики, сливы и абрикосы, также широко выращиваются в этих регионах. Эти фрукты продаются свежими на городских рынках и составляют основу консервной и перерабатывающей промышленности.
Выращивание животных вносит значительный вклад в сельскохозяйственное производство Франции. Крупный рогатый скот разводят в большинстве районов страны, особенно в более влажных районах запада. Разведение свиней и птицы сосредоточено в северо-западных областях Бретани и Пай-де-ла-Луара. Разведение овец происходит в южной Франции на западной и южной окраинах Центрального массива, в западных Пиренеях и в южных Альпах.
Благодаря своей протяженной береговой линии в Средиземном море, Атлантическом океане и Ла-Манше Франция исторически поддерживала процветающую рыбную промышленность. Она обеспечивала важный продовольственный ресурс, а также занятость для тысяч людей, живущих вдоль побережья. Рыбная промышленность по-прежнему обеспечивает свежими морепродуктами все районы страны. Ведущие рыбопромысловые порты находятся на севере Франции в Булони, а в Бретани - в Конкарно, Лорьяне и Ле-Гильвинике. В улов входят минтай, сардины, тунец, сельдь и скумбрия. Устрицы, моллюски и мидии, выращиваются вдоль Атлантического побережья от Бретани до Бордо.
Франция имеет один из самых больших лесных массивов в Западной Европе, но огромные лесные ресурсы, как правило, используются недостаточно. Экономически важные леса находятся в труднодоступных отдаленных районах, особенно в Альпах, Пиренеях, Юре и Вогезах. Кроме того, большая часть лесных угодий находится в частной собственности людей, которые не заинтересованы в коммерческом развитии своих поместий.
Промышленность была локомотивом экономического подъема Франции после Второй мировой войны. Хотя промышленное производство и занятость сократились с середины 1970-х годов, этот сектор по-прежнему очень важен для французской экономики и является главным источником экспортных доходов. В промышленности занято 20 % рабочей силы, и на ее долю приходится почти 20 % валового внутреннего продукта (ВВП).
Черная металлургия стала концентрироваться на угольных месторождениях, особенно в северной Франции. Там такие города, как Ланс и Валансьен, превратились в центры тяжелой промышленности. Лилль, известный своими текстильными изделиями, одно время был вторым по величине городом Франции.
Сталелитейное производство развивалось также на железорудных месторождениях Лотарингии, где быстро развивались Тионвиль, Мец и другие центры. Судостроение процветало в нескольких прибрежных районах, в частности в Сен-Назере.
В 20-м веке во Франции развивались новые отрасли промышленности, в то время как другие приходили в упадок или перемещались. В целом в некогда доминировавших промышленных регионах Северной Франции наблюдался упадок их традиционной производственной базы. И наоборот, новые отрасли обрабатывающей промышленности, особенно в области передовых технологий, развивались в районах Западной и Южной Франции, которые когда-то были слабо индустриализированы.
В начале 21 века наиболее важными отраслями обрабатывающей промышленности были машиностроение, автомобили, авиация, сталь, химическая промышленность (включая парфюмерию), электроника, пищевая промышленность и текстильная промышленность. Особое значение приобрела высокотехнологичная аэрокосмическая промышленность страны, выпускающая самолеты, ракеты, спутники и связанные с ними системы запуска. Эти отрасли промышленности сосредоточены в парижском регионе и на юго-западе вокруг Тулузы и Бордо.
Добыча угля сократилась в 20-м веке, поскольку его запасы становились все более трудными и дорогими для добычи. В 1958 году годовой объем производства составил около 60 миллионов тонн. Сорок лет спустя этот показатель снизился до менее чем 6 миллионов тонн. В 2004 году была закрыта последняя в стране угольная шахта.
По мере сокращения потребления угля все большее значение приобретают другие источники энергии. К 1960-м годам нефть стала использоваться в больших количествах. К 1973 году на нее приходилось около двух третей потребления энергии во Франции. Однако с тех пор значение нефти упало, и ее место частично занял природный газ и, в частности, ядерная энергия.
К 21-му веку более 75 % электроэнергии во Франции производилось на атомных станциях - это самая высокая доля в мире. Это позволило стране стать крупным экспортером такой энергии. Гидроэнергия также вносит свой вклад в энергоснабжение страны. В начале 21 века все большее значение приобретают другие возобновляемые источники энергии, такие как солнечная и ветровая энергия.
У Франции очень мало запасов нефти. Нефть уже давно является основным источником импорта энергоносителей. В стране развита крупная нефтеперерабатывающая промышленность, заводы которой сосредоточены в двух районах долины нижней Сены (Гавр и Руан) и в районе Марселя. На многие рынки нефть поставляется по трубопроводу, который также является методом распределения природного газа.
Франция не имеет обширных месторождений полезных ископаемых. Традиционно страна была важным производителем железной руды и бокситов, но в начале 2000-х годов производство обоих минералов было остановлено, поскольку оно больше не приносило прибыли. Добыча калия, золота и урана также прекратилась. Минерализованные руды, содержащие свинец, цинк и серебро, добываются в очень малых количествах. Добывается больше соли и серы, но опять же наблюдается тенденция к снижению добычи по мере истощения запасов. Камень, песок и гравий находятся в относительно большом количестве.
На услуги приходится около 75 % занятости и 80 % ВВП. Этот сектор охватывает широкий спектр видов деятельности, включая государственное управление, здравоохранение, образование, розничную торговлю, банковское дело, вычислительную технику и обработку данных. Две из наиболее важных отраслей сферы услуг во Франции - торговля и туризм.
Торговля жизненно важна для Франции, которая является одним из ведущих мировых экспортеров. Основные экспортные поступления поступают от сельскохозяйственной продукции, включая зерно. Экспорт автомобилей и запчастей, самолетов и космических аппаратов; химических веществ, включая фармацевтические препараты и парфюмерию; электроники и металлов. Франция также является крупным импортером, особенно машин, химикатов и химических продуктов, нефти, автомобилей и тропических сельскохозяйственных продуктов.
Наиболее важными торговыми партнерами Франции являются члены Европейского Союза - Германия, Италия, Бельгия, Испания и Нидерланды, а также Соединенные Штаты, Великобритания и Китай.
Туризм - это одна из ведущих отраслей промышленности Франции. Разнообразие ландшафтов и климата, наряду с обилием исторических и культурных памятников, художественных и архитектурных сокровищ, объектов отдыха, а также известных продуктов питания и вин, сделали Францию фаворитом туристов из Северной Америки и других частей Европы. В последнее время все больше путешественников приезжают из Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. В начале 21 века Франция регулярно возглавляла рейтинги самых посещаемых стран мира.
Французы также широко путешествуют по своей стране. Введение оплачиваемых отпусков для промышленных рабочих, начавшееся в конце 1930-х годов, привело к буму семейного туризма. Большинство французских рабочих теперь получают пять недель оплачиваемого отпуска ежегодно. Такие регионы, как Бретань и Лангедок, получают прибыль от малобюджетного семейного туризма.
Париж - это самый большой туристический центр в стране. Его художественные и культурные достопримечательности, знаменитые магазины и рестораны, колорит и анимация его многочисленных районов , а также всемирно известные символы , такие как Эйфелева башня, Лувр, Собор Парижской Богоматери, Латинский квартал, Монмартр и Центр Помпиду, делают Париж одним из самых посещаемых мест в мире.
Средиземноморское побережье, особенно раздел Прованс - Лазурный Берег, который включает в себя часть Французской Ривьеры, также пользуется популярностью. Защищенная Альпами Ривьера впервые стала популярной в 1860-х годах как зимний курорт для богатых гостей, главным образом туристов из Англии. Его слава неуклонно росла. Сегодня он известен прежде всего как летняя курортная зона.
Горные районы Франции, особенно французские Альпы, испытали резкий рост туризма, главным образом из-за растущего интереса к зимним видам спорта. Когда-то люди посещали горы в основном летом по состоянию здоровья, но теперь эти районы пользуются почти круглогодичным сезоном. Такие курорты, как Шамони и Морзин, пользуются международной известностью.
Промышленная революция принесла во Францию инновации в области транспорта.
Например, была построена сложная система каналов. Каналы соединяли многие
судоходные реки и обеспечивали дешевый водный транспорт для продукции шахт и
заводов.
Эпоха железных дорог началась вместе с эпохой строительства каналов. Первая французская линия начала действовать в 1827 году, между Сент-Этьеном и Андрезье. Стальные рельсы вскоре связали большую часть страны. К
1934 году Франция имела более 53 000 километров железных дорог.
Большинство главных линий были построены в радиальном порядке, с Парижем в центре, что усиливало важность столицы. Париж продолжал расти и процветать с поразительной скоростью, потому что людям было трудно путешествовать между любыми двумя точками Франции мимо столицы. Благодаря железнодорожным линиям жителям сельских районов было легче мигрировать в Париж, чем в любой другой город.
Появление автомобиля в конце 19-го века и самолета в начале 20-го века добавило новые виды транспорта. Шоссе, повторявшие прежние железнодорожные пути, расходились во все стороны от Парижа. Расстояние до любой точки Франции было рассчитано от парадных ступеней Собора Парижской Богоматери. Воздушные перевозки на аэродром Ле-Бурже, расположенный недалеко от Парижа, начались в 1919 году.
По мере расширения дорожной сети железнодорожное движение сокращалось. Однако введение высокоскоростного поезда TGV в 1983 году привело к открытию некоторых новых железнодорожных линий. TGV позволяет путешествовать между Парижем и Лионом всего за два часа, по сравнению с четырьмя часами для обычного обслуживания.
Существует также международное сообщение со Швейцарией, Бельгией, Германией и Соединенным Королевством. Туннель Под Ла-Маншем который был открыт в 1994 году, проходит под Ла-Маншем и связывает Францию с Англией. Он используется для пассажирских и грузовых поездов. К концу 20-го века пассажирские поезда Eurostar позволили добраться из Парижа в Лондон за 3 часа.
Стремясь уменьшить дорожные заторы, Франция инвестировала средства в подземные железнодорожные и трамвайные системы. В Париже поезда метрополитена ходят быстро и часто. Париж также может похвастаться региональной системой скоростного экспресс-метро. Провинциальные города , такие как Лион, Марсель, Лилль и Тулуза, также имеют сеть метро. Нант, Страсбург, Гренобль и другие города обслуживаются трамваями.
Авиаперелеты значительно возросли. В Париже есть два крупных аэропорта: Орли, к югу от города, и Шарль де Голль, к северо-востоку, в Руасси. В городе расположен второй по величине аэропортовый комплекс в Западной Европе (после Лондона). Бордо, Марсель , Ницца, Лион, Тулуза и Страсбург также обслуживают международные направления.
С её длинной береговой линией и акцентом на торговлю, Франция обслуживается рядом морских портов. Марсель, расположенный на побережье Средиземного моря , и Гавр, расположенный на Ла-Манше, являются ведущими портами. Дюнкерк, Кале, Нант-Сен-Назер и Руан также важны.
Что ещё посмотреть: