спутниковые карты

Экономика Китая

Традиционно экономика Китая основывалась на сельском хозяйстве и соответствующем производстве. Земельные владения были основным признаком богатства в поздние имперские времена. На протяжении столетий Китай сталкивался с серьезной проблемой – стремительным ростом населения, который обычно опережал увеличение производства продовольствия.

В начале 1950-х годов Китай, следуя советской модели, сконцентрировался на развитии тяжелой промышленности, уделяя недостаточно внимания другим отраслям экономики. Однако со временем произошел сдвиг, и акцент сместился в сторону легкой и потребительской промышленности, а также сельского хозяйства.

Начиная с 1980-х годов наблюдается устойчивое развитие рыночной экономики, где роль государства в планировании и контроле снижается. Частные предприятия получили возможность конкурировать во многих секторах, хотя ключевые отрасли, такие как горнодобывающая, остаются под государственным контролем.

К 2001 году валовой внутренний продукт (ВВП) Китая удвоился по сравнению с 1990 годом, и страна стала шестой по величине экономикой мира. В период с 2002 по 2007 год рост ВВП Китая в среднем составлял 10,6% в год, что позволило Китаю занять четвертое место в мире по размеру экономики.

Несмотря на замедление экономического роста в 2008 году из-за глобального финансового кризиса, экономика Китая быстро восстановилась. В 2010 году Китай стал второй по величине экономикой мира, уступая только Соединенным Штатам Америки.



Сельское хозяйство Китая

Сельское хозяйство обеспечивает продовольствие и сырье, необходимые для поддержания жизни китайского народа. Одновременно около 50% населения зависят от сельского хозяйства или связанных с ним видов деятельности в плане обеспечения средств к существованию, а примерно 20% заняты исключительно в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что обрабатывающая промышленность вносит наибольший вклад в ВВП, в сельском хозяйстве занято больше всего людей.

Кроме того, сельское хозяйство рассматривается как критически важный сектор экономики, поскольку продовольственная самообеспеченность является национальной целью. Более того, если упорный труд, эффективное управление и внедрение передовых научных методов земледелия сделают китайское сельское хозяйство продуктивным, то излишки капитала можно будет инвестировать в другие секторы экономики. Это может ускорить темпы экономического роста и, в конечном итоге, принести пользу всему китайскому народу.

Земледелие в Китае

За тысячи лет практики земледелия в Китае китайцы усовершенствовали свои сельскохозяйственные технологии. Например, была разработана сложная система поддержания плодородия почвы, предполагающая сбор всех органических отходов, их ферментацию и внесение на поля. С каждым улучшением в управлении земельными ресурсами и растениеводстве увеличивался урожай, земля могла прокормить больше людей, и население имело тенденцию расти, пока не возникло чрезмерное давление на земельные ресурсы.

Одной из проблем, препятствующих дальнейшему развитию китайского сельского хозяйства, является нехватка сельскохозяйственных угодий относительно численности населения. Хотя Китай имеет несколько большую площадь, чем Соединенные Штаты, он располагает только примерно половиной земель, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур, и при этом имеет более чем в четыре раза больше населения.

На сегодняшний день в Китае насчитывается около 120 миллионов гектаров обрабатываемых земель. Вместе с тем значительная часть основных сельскохозяйственных угодий была утрачена за многие годы из-за роста городов, расширения транспортной инфраструктуры и создания или расширения фабрик.

Одной из проблем является то, что большинство китайских городов расположены в центральной части лучших сельскохозяйственных регионов. С 1950 года количество доступных пахотных земель на душу населения сократилось более чем наполовину. Если население будет продолжать расти, то реализуемые проекты по мелиорации земель едва ли компенсируют потери сельскохозяйственных угодий вокруг городов.

Рыболовство в Китае

Китай исторически известен своими традициями в океаническом и пресноводном рыболовстве, а также в аквакультуре. Страна удерживает позицию мирового лидера по объему производства рыбы, хотя в последние годы наблюдается явный дефицит морепродуктов, как в реках и озерах, так и вдоль побережья.

Основная часть общекитайского улова приходится на океан. Прибрежная полоса характеризуется богатым видовым разнообразием рыб. Все прибрежные моря - Бохайское, Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское - имеют обширные зоны мелководья на континентальном шельфе. В этих морях, особенно в Желтом и Восточно-Китайском, происходит смешение теплых и холодных течений, формируя среду, оптимальную для существования различных видов океанических рыб, включая скумбрию, тунца, сельдь и акул. Производятся также различные моллюски и деликатесы, такие как кальмары и осьминоги. К сожалению, в последние годы отмечено сокращение рыбных запасов.

Внутреннее рыбоводство в прудах и озерах Китая играет важную роль. Этот способ производства продовольствия, известный как аквакультура, имеет давнюю историю в определенных регионах страны. Он особенно распространен в юго-восточных, влажных районах Китая.

Например, к юго-западу от Гуанчжоу располагается район, сочетающий рыбные пруды, шелковичные сады и плантации сахарного тростника. Рыба получает корм из листьев сахарного тростника и отходов шелкопряда, питающихся листьями шелковицы. Донный ил из прудов используется для удобрения тростника и тутовых деревьев, обеспечивая эффективный круговорот питательных веществ.

В прудах культивируют несколько сортов карпа, являющегося основным продуктом питания в Южном Китае и Гонконге. Такая рыбная продукция является существенным дополнением к рациону населения. Правительство выделяет рыболовство как приоритетную область для дальнейших исследований и разработок.

Лесоводство Китая

Несмотря на значительные размеры территории Китая, его лесные ресурсы относительно скромны. Значительная часть западных регионов, ввиду высокогорного или засушливого климата, не способна поддерживать плотные лесные массивы. На востоке, с влажным климатом, леса активно использовались веками для производства строительных материалов и дров. В 1949 году леса покрывали примерно 8% территории страны. С тех пор была развернута активная программа лесовосстановления, увеличившая площадь лесов до 18-19 процентов. Тем не менее, вырубка леса превышает ежегодный прирост, и крупные деревья становятся дефицитом. Цель правительства – достижение 26% лесистости к 2050 году.

Промышленность Китая

Китай располагает одними из крупнейших в мире запасов угля, вольфрама, сурьмы, олова, ртути, соли, плавикового шпата и магнезита. Значительные запасы железной и марганцевой руды, бокситов (алюминиевых руд), известняка, меди, свинца, цинка, молибдена, графита и золота, а также определенные запасы нефти. Имеются месторождения никеля, кобальта, титана и металлов платиновой группы. Китай обладает одним из наиболее обширных и богатых минеральных ресурсов в мире.

На территории Китая сосредоточено более 10% мировых запасов угля. Страна является мировым лидером по добыче угля, обеспечивая около 40% мировой добычи. Уголь добывается по всей стране, хотя основная добыча сконцентрирована в провинциях Шэньси, Хэбэй и Ляонин на севере и северо-востоке. Практикуется как открытая, так и подземная добыча.

Уголь является основным энергетическим ресурсом страны и, вероятно, останется таковым, по крайней мере, до первой половины XXI века. Во многих локальных регионах он также служит базовым сырьем для производства удобрений. Правительство планирует дальнейшее наращивание добычи угля, параллельно с закрытием мелких угледобывающих предприятий, признанных небезопасными и экологически вредными.

Производство чугуна и стали представляет собой ключевую отрасль промышленности Китая. Здесь имеются обширные месторождения железной руды, а также уголь и известняк, необходимые для производства стали. Большая часть железной руды сосредоточена на северо-востоке, являющемся традиционным центром тяжелой металлургии. Добыча всех видов полезных ископаемых стремительно расширяется. Такие полезные ископаемые, как вольфрам и иттрий, экспортируются, однако стремительный экономический рост в начале 2000-х годов привел к росту импорта полезных ископаемых, превысившему экспорт.

На протяжении долгого времени считалось, что Китай испытывает нехватку значительных запасов нефти. До 1950 года добыча была незначительной, и основная часть нефтепродуктов импортировалась. После 1952 года были приложены значительные усилия по разведке нефти, в результате которых были обнаружены месторождения как на суше, так и на море. Основные центры добычи расположены на Северо-Китайской равнине и северо-востоке, в провинции Хэйлунцзян, в районе Дацина. Морские месторождения находятся в Бохайском заливе, Южно-Китайском море, Восточно-Китайском море и Желтом море.

Добыча нефти неуклонно росла с 1960-х годов, и с середины 1970-х годов Китай вошел в число 10 ведущих стран-производителей нефти. На протяжении многих лет небольшое количество этой продукции экспортировалось для получения иностранной валюты. Однако в середине 1990-х годов Китай стал нетто-импортером нефти, и с тех пор эта доля быстро росла. Параллельно с ростом импорта Китай начал разведку и бурение нефти за рубежом.

Китай также развил свой значительный гидроэнергетический потенциал, что позволяет удовлетворять большую часть внутренних потребностей в электроэнергии за счет возобновляемых источников. Гидроэнергетика извлекается из движущейся воды, например, водопадов и быстро текущих потоков. Многие проекты были реализованы в юго-западных регионах страны. Наиболее известным гидроэнергетическим проектом Китая является плотина Санься, или Три ущелья, в центральном Китае, являющаяся крупнейшей плотиной в мире по объему заливаемого бетона.

Производство в Китае

Сегодня в Китае производится широкий спектр промышленных товаров. Продукция китайских заводов варьируется от текстильных изделий, обуви и игрушек до железнодорожных локомотивов, самолетов, автомобилей и компьютеров. Китай является крупнейшим мировым производителем хлопка и хлопчатобумажных тканей, экспортируя значительные объемы текстиля и одежды.

Пищевая промышленность имеет важное значение, и многие сельскохозяйственные товары идут на экспорт. Китай также является мировым лидером в производстве цемента, чугуна и стали. Другие промышленные товары включают телевизоры, велосипеды, стиральные машины, легковые и грузовые автомобили.

В 2007 году Китай был третьим по величине производителем автомобилей в мире после Японии и Соединенных Штатов. Еще одним крупным сегментом китайской промышленности является переработка и производство химических веществ, включая удобрения, нефтепродукты и фармацевтические препараты. Качество китайского экспорта улучшилось в последние годы, несмотря на проблемы с безопасностью в начале 21-го века, связанные с некоторыми товарами, такими как дешевые игрушки и некоторые продукты питания.

В 1970-х и 1980-х годах Китай начал создавать совместные предприятия с иностранными производителями. Иностранные компании предоставляли технологии, капитал и опыт, в то время как Китай обеспечивал материалы, места для заводов, оборудование и рабочую силу.

Для привлечения иностранных инвестиций в различные экономические зоны, расположенные вдоль юго-восточного побережья и в крупных городах, применялись специальные налоговые льготы и другие меры поддержки бизнеса. Эти зоны часто связаны с производством товаров на экспорт.

Наиболее известными из них являются Специальная экономическая зона (СЭЗ) Шэньчжэнь, расположенная рядом с Гонконгом; СЭЗ Чжухай, граничащая с Макао; СЭЗ Сямынь, находящаяся через Тайваньский пролив от Тайваня; и СЭЗ Шаньтоу в восточном прибрежном Гуандуне и СЭЗ Хайнань.

Хотя меры, принятые в 1980-х и начале 1990-х годов, не привлекли высокотехнологичные отрасли промышленности, они обеспечили значительное количество рабочих мест и прибылей. Они также стимулировали промышленный рост вдоль побережья Китая и в некоторых частях внутренних районов страны. К началу 21-го века многие высокотехнологичные отрасли промышленности базировались в Шэньчжэне.

С 1990-х годов Китай начал развивать зарубежные совместные предприятия с использованием китайского капитала и технологий. Китайское производство распространилось не только на Африку, но и на все другие континенты.

Услуги в Китае

Экономические реформы конца 20-го века спровоцировали значительный рост в сфере услуг, начавший активно расширяться. В 2000-е годы вклад сектора услуг в валовой внутренний продукт (ВВП) превышал 30%, уступая только обрабатывающей промышленности. Тем не менее, этот показатель отставал от аналогичных данных в более развитых странах. Ключевыми компонентами этого сектора стали государственное управление, розничная и оптовая торговля, туризм, операции с недвижимостью, финансы, транспорт и связь. Внешняя торговля демонстрировала впечатляющий рост.

На международном рынке Китай осуществлял закупки дефицитных товаров для удовлетворения насущных потребностей и экспортировал продукцию по конкурентоспособным ценам, формируя баланс для оплаты импорта.

Несмотря на сохранение плановой экономики, ее влияние значительно уменьшилось. Сегодня в Китае функционирует множество частных корпораций, управляемых индивидуальными предпринимателями. В рамках стремления к модернизации экономики внешняя торговля использовалась для привлечения передового оборудования и технологий, а также для обеспечения нужд внутреннего рынка.

Экспорт служил для получения иностранной валюты, необходимой для оплаты импортных товаров. До начала 1990-х годов китайское правительство старалось поддерживать сбалансированный торговый баланс, чтобы иметь возможность расплачиваться за импорт, избегая заимствований. В 1990-е годы, на фоне экономического роста, экспорт стал опережать импорт. Стремительный рост экономики сделал поддержание торгового баланса менее критичным вопросом. Общий объем внешней торговли Китая увеличился с 4,8 миллиардов долларов в 1971 году до более 2,1 триллионов долларов в 2007 году. В 2009 году Китай занял лидирующую позицию в мире по экспорту.

Торговля Китая

После 1949 года наблюдались изменения в географии торговых партнеров Китая. Изначально коммунистическое правительство осуществляло торговлю преимущественно с Советским Союзом и другими странами коммунистического блока, а также обеспечивало поставки продовольствия в Гонконг и Макао. Позже к ним присоединились Япония, Гонконг, Западная Германия, Австралия и Канада, постепенно становясь важными торговыми партнерами. Торговля с Соединенными Штатами существенно выросла после визита президента США Ричарда Никсона в Китай в 1972 году.

К началу 2000-х годов США стали крупнейшим направлением экспорта китайских товаров, на которое приходилось около 20% от общего объема экспорта Китая. Другими важными экспортными направлениями были Япония, страны Европейского союза (ЕС), Южная Корея и Сингапур.

Основную долю импорта Китая составляла продукция из Японии, за ней следовали ЕС, Южная Корея, США, Малайзия и Австралия. Тайвань также стал одним из главных торговых партнеров материкового Китая. В 2010 году Китай и Тайвань подписали историческое соглашение о свободной торговле, направленное на постепенное снижение или отмену тарифов на многие товары, экспортируемые между сторонами.

Основные экспортные товары Китая включают машины и оборудование, текстиль и одежду, обувь, игрушки, минеральное топливо, пластмассы, оптическое и медицинское оборудование, а также железо и сталь. Ключевые виды импорта – машины и оборудование, нефть и другие виды топлива, пластмассы, оптическое и медицинское оборудование, органические химикаты, железо и сталь.

Транспорт в Китае

Несмотря на значительные инвестиции в строительство железных дорог, автомобильных дорог, водных путей и развитие авиасообщения, транспортная инфраструктура остается узким местом, тормозящим экономический рост. Это привело к существенным колебаниям в региональном экономическом развитии.

Исторически единственными удобными и относительно недорогими транспортными артериями были крупные судоходные реки, такие как Янцзы, Сунгари, Амур и Си, а также хорошо используемые каналы, например, Великий канал, сеть водных путей, соединяющих Ханчжоу и Пекин. Даже на этих водных путях передвижение было медленным, а условия порой сложными и опасными. Тем не менее, речная и канальная система оставалась основным транспортным средством до 20-го века, и водные пути Китая до сих пор обеспечивают около 10% от общего объема грузовых перевозок страны в тоннах. Значительная часть этого грузопотока приходится на реку Янцзы.

Железные дороги Китая

Строительство железных дорог в Китае началось в конце 19 века, первая линия между Шанхаем и Пекином была открыта в 1903 году. К началу Второй мировой войны было построено более 25 000 километров железнодорожных путей, в основном в восточной и северо-восточной частях страны. Большая часть сети была разрушена во время войны, но железнодорожное строительство возобновилось после 1949 года и продолжается по сей день.

В 2007 году протяженность железных дорог в Китае составляла около 78 000 километров. С конца 20-го века были предприняты значительные усилия по ускорению строительства новых железнодорожных линий и улучшению существующей инфраструктуры. К 1983 году все административные единицы провинциального уровня, за исключением Тибета, были связаны железнодорожным транспортом, а в 2006 году завершилось строительство Цинхай-Тибетской железной дороги.

Эта линия простирается от Ляньюньгана на восточном побережье до границы с Казахстаном в Синьцзяне, связывая Китай со странами Центральной Азии и Россией. Грузовые линии также соединяют Китай с Европой. Маршруты проходят из Чунцина в Дуйсбург (Германия); из Пекина в Гамбург (Германия); и из Иу, провинция Чжэцзян, в Мадрид, (Испания). Железнодорожный маршрут Иу-Мадрид протяженностью более 13 000 километров был самым длинным в мире на момент его открытия в 2014 году.

Железные дороги стали очень важным видом транспорта в Китае, хотя их развитие не было таким стремительным, как рост автомобильного транспорта в последние годы. В 2000-е годы железные дороги обеспечивали перевозку около 14% от общего объема грузовых перевозок страны в тоннах.

Авиаперевозки в Китае

Сегодня воздушным транспортом ежегодно перевозится несколько миллионов тонн грузов, и в Китае действуют несколько международных авиакомпаний. Существуют прямые рейсы между материковым Китаем и Тайванем. В Китае более 450 аэропортов. Основными международными центрами являются Гуанчжоу, Шанхай, Пекин и Гонконг.

Морские перевозки Китая

С 1970 года наблюдается быстрый рост морских перевозок. В настоящее время в Китае насчитывается 130 портов, открытых для иностранных судов, и восемь крупных портовых терминалов, обрабатывающих миллиарды тонн грузов. Наиболее загруженными являются порты Шанхая и Гонконга.

В Китае насчитываются тысячи торговых судов, часть из которых зарегистрирована за границей. Китай также располагает внутренним флотом, обслуживающим внутренние и прибрежные воды. Ежегодно обрабатывается более триллиона тонн грузов, а также присутствует значительное количество пассажирских судов, курсирующих по основным речным системам Китая.

Китай строит большую часть собственных кораблей, некоторые из них экспортируются. Например, многие из строящихся контейнеровозов предназначены для экспорта.

Спутниковая карта Китая

География Китая

Что ещё посмотреть:

Карта России

Карта Европы

Карта мира